disco.2ndpage.slice-version

«То драгоценно, где дух замирает…»

Для меня самым ярким событием юбилейных «Крещенских морозов» :тало участие в фестивале уфимского барда Юлии Юртовой. Опреде­ление «бард» применимо к ней весь­ма относительно,—ее творчеству тесновато в рамках определений— настолько она самобытна. Ее имя из­вестно многим из тех, кто так или иначе связан с детским музыкаль­ным воспитанием, как автора не­скольких сборников симпатичных детских песен. Талантливый мето­дист, она сама занимается музы­кальным образованием детей от 6 пет до старшеклассников. Можно только позавидовать тем ребятам, кому она ставит голос и ведет по музыкальным ступенькам вверх. На небосклон же авторской песни звез­дочка Юртовой взошла легко и победно на свое, только ей предназна­ченное место совсем недавно, поражая своей удивительной лучис­тостью всех, кому посчастливилось ее заметить.
Как происходит служение сразу двум музам—поэзии и музыки—тай­на за семью печатями. И пусть не всегда стихи Юртовой можно на­звать поэтическими строками. Но нанизанные на свои—единственные мелодии, мелодии, образные и парящие, увлекающие за собой, ее стихи обретают настоящую, непредска­зуемую обыденностью песенную жизнь. И тогда даже поэтические, казалось бы, шероховатости стиха негаданно поворачиваются своими скрытыми и ранее молчащими гра­нями, еще более усиливая необык­новенную живость и трепетность песни.
На «Крещенские морозы» Юлия приехала впервые, и на необыч­ность ее «экипировки» в виде аку­стической гитары нельзя было не обратить внимание. Неудивитель­но, что, когда подошла ее очередь выступать, даже уставшие от мно­гочасовой конкурсной программы вернулись в зал из фойе ГДК. И, полагаю, они об этом не пожалели. С первых же слов песни «Родной Урал» слушатели буквально затаи­ли дыхание от явственно возник­ших вдруг просторов башкирских полей и поднимающихся вдали ве­личественных склонов седого Ура­ла. В открывшейся картине было многое: и поддерживаемый радугой купол сияющего неба, и дыхание свежего, настоянного на медовых травах ветра, и удаль «бурзяночки»; олицетворяющей вольный дух живущего здесь народа. А потом в Уральских отрогах засверкало изу­мительной красоты «Синее озеро» (вторая конкурсная песня). Изуми­тельной—не ради красного словца. Чарующий вокализ этой то ли песни, то ли волшебства наяву поис­тине заставляет замереть дух от набранной высоты его полета.
Спасибо бирским слушателям— они оценили эту высоту достойно: их, без оваций, аплодисменты были по-особому порывистыми и вдох­новенными. И первые выплеснув­шиеся из души сидевшей рядом со мной Ирины Талыповой слова: «Ка­кая чудесная, солнечная девуш­ка!»—наиболее точно, мне кажется, отражали суть, причину только что увиденного. Мне же довелось услы­шать еще и другие, прозвучавшие для Юртовой аплодисменты—до ее конкурсного выступления. Аплоди­ровали ей в гримерке самые взыс­кательные судьи фестиваля—кон­курсанты, оказавшиеся рядом с Юлей во время ее распевки. А за аплодисментами следовало удиви­тельно емкое молчание людей, по­чувствовавших сердцем таинство посвящения в прекрасный, светлый, высокий мир. Мир, существующий рядом с ними, а теперь уже, отчас­ти, и в них самих.
В заключение приведу несколько характерных мнений о выступлении Юртовой в конкурсной программе. Михаил Илимбаев: «Море впечатле­ний!». Евгений Сидоркин: «Очень не­заурядно и интересно. Песня о Баш­кортостане просто замечательна!». Анвар Султанов: «Удивительно свежее, оригинальное выступление. Но прежде всего оно дарит именно ощущение свежести. И, конечно, безупречное, богатое оттенками исполнение». Рустам Султанов: «У Юлии от природы очень богатый, насыщенный голос, чувствуется огромный потенциал. Главное же, что стоит за ее песнями—искрен­ность и чистота души».
И все же самой высокой и сто­ящей многого оценкой участия Юр­товой в конкурсе «Крещенских мо­розов» стали, по-моему, слова ку­ривших у входа в ГДК ребят, скорее всего ПТУшников. Слова, которыми они проводили Юлию после концер­та, были и неожиданны в той ситуа­ции, и простодушны: «Вы здорово пели! Спасибо!».

Ю.АКАТЬЕВ.