«То драгоценно, где дух замирает…»
Для меня самым ярким событием юбилейных «Крещенских морозов» :тало участие в фестивале уфимского барда Юлии Юртовой. Определение «бард» применимо к ней весьма относительно,—ее творчеству тесновато в рамках определений— настолько она самобытна. Ее имя известно многим из тех, кто так или иначе связан с детским музыкальным воспитанием, как автора нескольких сборников симпатичных детских песен. Талантливый методист, она сама занимается музыкальным образованием детей от 6 пет до старшеклассников. Можно только позавидовать тем ребятам, кому она ставит голос и ведет по музыкальным ступенькам вверх. На небосклон же авторской песни звездочка Юртовой взошла легко и победно на свое, только ей предназначенное место совсем недавно, поражая своей удивительной лучистостью всех, кому посчастливилось ее заметить.
Как происходит служение сразу двум музам—поэзии и музыки—тайна за семью печатями. И пусть не всегда стихи Юртовой можно назвать поэтическими строками. Но нанизанные на свои—единственные мелодии, мелодии, образные и парящие, увлекающие за собой, ее стихи обретают настоящую, непредсказуемую обыденностью песенную жизнь. И тогда даже поэтические, казалось бы, шероховатости стиха негаданно поворачиваются своими скрытыми и ранее молчащими гранями, еще более усиливая необыкновенную живость и трепетность песни.
На «Крещенские морозы» Юлия приехала впервые, и на необычность ее «экипировки» в виде акустической гитары нельзя было не обратить внимание. Неудивительно, что, когда подошла ее очередь выступать, даже уставшие от многочасовой конкурсной программы вернулись в зал из фойе ГДК. И, полагаю, они об этом не пожалели. С первых же слов песни «Родной Урал» слушатели буквально затаили дыхание от явственно возникших вдруг просторов башкирских полей и поднимающихся вдали величественных склонов седого Урала. В открывшейся картине было многое: и поддерживаемый радугой купол сияющего неба, и дыхание свежего, настоянного на медовых травах ветра, и удаль «бурзяночки»; олицетворяющей вольный дух живущего здесь народа. А потом в Уральских отрогах засверкало изумительной красоты «Синее озеро» (вторая конкурсная песня). Изумительной—не ради красного словца. Чарующий вокализ этой то ли песни, то ли волшебства наяву поистине заставляет замереть дух от набранной высоты его полета.
Спасибо бирским слушателям— они оценили эту высоту достойно: их, без оваций, аплодисменты были по-особому порывистыми и вдохновенными. И первые выплеснувшиеся из души сидевшей рядом со мной Ирины Талыповой слова: «Какая чудесная, солнечная девушка!»—наиболее точно, мне кажется, отражали суть, причину только что увиденного. Мне же довелось услышать еще и другие, прозвучавшие для Юртовой аплодисменты—до ее конкурсного выступления. Аплодировали ей в гримерке самые взыскательные судьи фестиваля—конкурсанты, оказавшиеся рядом с Юлей во время ее распевки. А за аплодисментами следовало удивительно емкое молчание людей, почувствовавших сердцем таинство посвящения в прекрасный, светлый, высокий мир. Мир, существующий рядом с ними, а теперь уже, отчасти, и в них самих.
В заключение приведу несколько характерных мнений о выступлении Юртовой в конкурсной программе. Михаил Илимбаев: «Море впечатлений!». Евгений Сидоркин: «Очень незаурядно и интересно. Песня о Башкортостане просто замечательна!». Анвар Султанов: «Удивительно свежее, оригинальное выступление. Но прежде всего оно дарит именно ощущение свежести. И, конечно, безупречное, богатое оттенками исполнение». Рустам Султанов: «У Юлии от природы очень богатый, насыщенный голос, чувствуется огромный потенциал. Главное же, что стоит за ее песнями—искренность и чистота души».
И все же самой высокой и стоящей многого оценкой участия Юртовой в конкурсе «Крещенских морозов» стали, по-моему, слова куривших у входа в ГДК ребят, скорее всего ПТУшников. Слова, которыми они проводили Юлию после концерта, были и неожиданны в той ситуации, и простодушны: «Вы здорово пели! Спасибо!».
Ю.АКАТЬЕВ.
|